Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.11.2018, 20:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Независимый литературный клуб "ГАЛЕРЕЯ"
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

Калужская Николаевская гимназия перед революцией. М. БЕНДРЫШЕВА

КАЛУЖСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ

 

            Калужская мужская гимназия, единственная на всю губернию, открылась в 1804 году. Была преобразована из главного народного училища, основанного в 1786 году. 4 мая 1903 года последовало Высочайшее соизволение на присвоение гимназии наименования «Николаевская». Просуществовала до 1918 года.

 

АЛЬБОМ БОРИСА КУШАКОВА

 

            В августе 1909 года в имении рода Домогацких (Козельский уезд, станция Музалевка) обосновалась семья ученого садовода Кушакова Тимофея Павловича.

            Ранее Тимофей Павлович служил по найму у богатого знатного помещика Гаврилина, имение которого располагалось в центре Окско-Донской низменности на берегу реки Хопер неподалеку от Тамбова. Имение славилось на всю Россию своей конюшней и коптильнями. Тимофей Павлович выполнял указания по управлению имением, и семья Кушаковых жила в достатке. Тамбовщина отличалась от Калужского края высоким плодородием почв. Высевалось много конопли, которая шла на изготовление качественной веревки для Волго-Камо-Окских пароходств. Вырабатывалось также конопляное масло для лампад и лечебных целей; конопляное семя - на корм певчим птицам, разведением которых в то время увлекались. Прекрасные шоссе, железнодорожные и водные пути способствовали установлению торговых отношений с Саратовской, Воронежской, Калужской губерниями, Запорожьем и Донецкой Украиной. Так Тимофей Павлович завел деловое знакомство с калужским купцом Домогацким, который в августе 1909 года и пригласил его на работу в имение, а впоследствии оказал услугу по переводу его сына Бориса из Тамбовской в Калужскую Николаевскую мужскую гимназию.

            Борис поступил в гимназию в 1909 году, а закончил полный курс обучения в 1915 году. В 1914 году воплотился в жизнь хороший замысел: во Франции были изготовлены фотографии калужских средних учебных заведений, чтобы все желающие могли получить на память альбом о своей alma mater. Борис не преминул воспользоваться такой возможностью и приобрел альбом с видами самой гимназии, ее помещений, портретами начальства и групповыми снимками преподавателей, служащих и учащихся всех основных и параллельных классов.

            Борис Тимофеевич Кушаков стал одним из вдохновителей и организаторов ежегодных встреч своих одноклассников (в альбоме они в 7-м классе), которые продолжались более полувека. А альбом дошел до правнуков Бориса Тимофеевича, и все представленные здесь фотографии - из него.

 

ВСТРЕЧИ ВЫПУСКНИКОВ

 

            Как-то раз в одном разговоре прозвучало:

- Нельзя возвращаться в прошлое!

- Почему? - удивилась я.

- Чтобы не испытать разочарования, - последовал ответ.

И снова я не поняла. Почему? Ведь свои любимые воспоминания есть у каждого! Недаром, общаясь с многолетними знакомыми и друзьями, нередко приходится перебивать: «Ты это уже рассказывал! Я знаю эту истории наизусть! Да, да, я помню!»

Точно так же подлавливаешь на желании повторяться и себя. А разочарование, вероятно, есть результат уценки, проводимой жизненным опытом. Может статься, что, посмотрев назад, мы сочтем представлявшееся страшным - смешным, любимое - дешевым, восхищавшее - вздором, катастрофу - пустяком. Память дальнозорка, ей четко видны ошибки, промахи, глупости; память не оправдывает, но обличает. Так возникает разочарование.

Но честный обличитель не допустит клеветы и не пойдет против истины. Память не испытывает неловкости, обращаясь ко времени, в котором мы проявляли себя искренне, соответствовали замыслу о нас Природы, были счастливы. Такие воспоминания зовут дорогими. Дороги и люди, способные разделить эти воспоминания с нами. Наверное, потому столь часты примеры школьных и студенческих дружб, традиционных встреч выпускников. Когда мы хороши? В детстве, в юности, немного в молодости. А кто свидетели? Она, наши школьные и студенческие друзья.

Выпускники 1915 года собирались на традиционную летнюю встречу около 50 лет.

 

О ЗДАНИИ ГИМНАЗИИ

 

Последним предреволюционным выпусками гимназии повезло: поступавшие в гимназию в 1907-1909 годах попадали в капитально перестроенное, отремонтированное, полностью отвечавшее целям учебно-воспитательной работы здание.


В 1898 году губернатор А.А.Офросимов при посещении гимназии обратил внимание на крайнюю тесноту классных помещений, недостаток воздуха и света, сырость. Тогда же по предложению губернатора был возбужден вопрос о необходимости расширения гимназии и о желательности устройства при ней домовой церкви. Составление проекта перестройки и сметы было поручено губернскому инженеру Б.А.Савицкому. Вскоре проект утвердили, и из казны последовало ассигнование в размере 172 000 рублей. Эта сумма подлежала распределению на три года (1900-1902), причем сооружение и устройство церкви в смету не входило. Несмотря на масштабы и сложность строительных работ, которые в силу необходимости производились постепенно, несмотря на недостаток средств, благодаря стараниям и опыту непосредственного руководителя работ губернского инженера Б.А.Савицкого строительство было доведено до конца. Значительный недостаток средств объяснялся непредвиденными обстоятельствами, например, оказавшаяся при закладке бута для вновь возводимых зданий близость грунтовых вод вызвала необходимость употребления свай. Если первоначально предполагался незначительный ремонт здания под квартиры директора и инспектора гимназии, то в результате в здании не переделанными остались только наружные стены.

Строительство домовой церкви, осуществленное на пожертвования, было начато в 1902 году и окончено спустя год. Руководителем работ также был Б.А.Савицкий.

Полностью капитальная пристройка была завершена в 1906 году. В результате гимназия получила новое здание с 12 классными комнатами и отремонтированное старое здание с актовым залом, учительской, канцелярией и другими служебными помещениями. В старом же здании на втором этаже находились и помещения пансиона - столовая и зал для занятий, а на третьем этаже - два дортуара.


Из годовых гимназических отчетов видно, какие помещения составляли главную гордость гимназии:

- фундаментальная библиотека, насчитывающая к 1916 году 3669 названий (9928 томов), включая редкие библиографические ценности;

- ученическая библиотека, состоящая из литературного, исторического отделов и отдела по естествознанию (2771 название, 4157 томов);

- физический кабинет, соединенный с классом (кабинет располагал 205 приборами и инструментами);

- кабинет естественных наук, имеющий 179 экспонатов;

- проекционный класс с «волшебным фонарем» и приспособлением для быстрого затемнения, в котором с большим успехом проводили занятия преподаватели географии, истории, русского и древних языков;

- фотолаборатория;

- гимнастический зал (который, кстати, дополнительно был расширен в 1911 году).

 

О ЦЕРКВИ ПРИ НИКОЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ

 

Церковь решено было соорудить в среднем этаже, рядом с актовым залом, и соединить их широкой аркой. Таким образом, актовый зал получал два назначения: во время богослужений арка открывалась, и зал служил как бы дополнением церкви, в несколько раз увеличивая ее вместимость (до 1000 человек), в другое время арка была закрыта, и в зале проводились торжественные собрания и годичные акты. У противоположной от арки стены помещались хоры. Стены зала украшали портреты императора Николая I и основателя гимназии императора Александра I, а также мраморные доски с именами всех бывших учеников гимназии, окончивших ее с отличием.


С внешней стороны помещение церкви было украшено лепной работы карнизами и оконными наличниками, а над ним был водружен массивный вызолоченный крест. Над переходом, ведущим из старого здания в актовый зал, устроена была колоколенка, или звонница с 5 колоколами.

В актовом зале и церкви был паркетный пол, водяное отопление и вентиляция.

Иконостас изготовили по рисункам губернского инженера Б.А.Савицкого в известной московской мастерской И.А.Соколова. Престол и жертвенник с кипарисовыми досками безвозмездно изготовил И.А.Соколов. Живопись иконостаса была исполнена в московской художественной иконописной мастерской Н.С.Копьева. У правого клироса помещалась величайшая святыня гимназии - икона воскресения Христова со вставленной в нее в серебряной пластинке частицей Гроба Господня. Эта святыня по ходатайству Начальника губернии была выслана в дар гимназии по изволению патриарха иерусалимского Дамиана. У левого клироса помещалась икона св. первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, принесенная в дар гимназическому храму воспитанником гимназии выпуска 1863 года министром внутренних дел В.К.Плеве.

6 мая 1903 года, накануне столетнего юбилея гимназии, состоялось освящение вновь сооруженного храма во имя св. Николая-чудотворца. Чин освящения был совершен епископом калужским и боровским Преосвященным Вениамином. В связи с освящением храма законоучитель гимназии протоиерей Иоанн Остроглазов высказал замечание о религиозно-нравственном воспитании детей:: «Зная настроение калужских гимназистов по многолетнему опыту своего законоучительства, их почтительное отношение к батюшке, их желание участвовать в церковном богослужении чтением, пением, прислуживанием, я выражаю твердую уверенность, что в новых стенах гимназии, под покровом святой церкви, воспитание нашего юношества, имея уже, как сказано, благоприятную почву, расцветет в пышный цвет и плод мног принесет».

В память освящения с правой стороны задней стены храма была вделана памятная медная доска, а с левой стороны той же стены помещения - доска с надписью о датах строительства и именами главных строителей.

 

ОБ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ

 

Для зачисления в Николаевскую мужскую гимназию в соответствии с принятыми традициями поступающие должны были пройти вступительные испытания и медицинское освидетельствование. Это делалось для того, чтобы определить тот класс, в который ученик по своим познаниям и возрасту может поступить (примерный возрастной диапазон для первоклассника определялся 9-13 годами, соответственно, выйти из гимназии молодой человек мог, будучи уже двадцати-, двадцатиоднолетним).

Образование, которое получали гимназисты, было гармоничным и всесторонним, каким, впрочем, и должно быть среднее образование, определяющее кругозор ученика и дающее ему достойную базу для выбора любого поприща: гуманитарного, математического, общественного или же естественного направления.

На протяжении всех 8 лет обучения гимназисты имели возможность развивать логическое мышление на занятиях точными дисциплинами и одновременно пребывать в пестрой лингвистической среде (русский и церковно-славянский языки, латынь и греческий, немецкий и французский). За время гимназического курса непрерывно изучалась история (от древнерусской - до новейшей истории России, от истории древнего мира - до истории Западной Европы) и география (от общих понятий в первом классе до сравнительной математической географии в восьмом). Плюс психология, законоведение, физика, космография, русская словесность… И, конечно, заглавный предмет в перечне наук, первая дисциплина в аттестате зрелости - Закон Божий. Не всем понравится аналогия, которую я хочу привести, но, тем не менее: еще лет двадцать назад в наших дипломах о высшем образовании первой строкой значилась «История КПСС» или «Основы научного коммунизма». Ничего не поделаешь, это - государственные идеологии, разные по сути, но близкие в проявлении, имеющие и пламенных приверженцев, и безразличных непротивленцев, и ярых противников. Идеология - как род цемента, скрепляющего общество. Каково-то нам сейчас без него?

В общем же, изучив гимназические документы, не могу сказать, что в послереволюционный, советский, нынешний периоды к учебно-воспитательному процессу добавились какие-то яркие, оригинальные, по-настоящему инновационные формы. Все было наработано раньше. Например, среди традиционных мероприятий, проводимых во внеурочное время в николаевской гимназии, можно назвать:

- музыкально-литературные и музыкально-танцевальные вечера, организуемые силами самих гимназистов (зачастую совместно с ученицами женской гимназии);

- чтения и лекции;

- дополнительные занятие (к примеру, наблюдения звездного неба с помощью 4-дюймового рефрактора);

- экскурсии (ежегодные экскурсии на электрическую, телеграфную, телефонную станции, научно-образовательные экскурсии в лес);

- занятия в вивариуме (в котором содержалось около 40 видов птиц, обитающих в калужских лесах);

- занятия в фотолаборатории;

- с 1910 года ставший регулярным смотр гимнастических упражнений гимназистов.

Очень похоже на привычный современный школьный набор! Разве что без сбора макулатуры или металлолома…

Иные явления плавно перетекали в постреволюционную действительность, изменив идеологическую окраску (о чем говорилось выше). Сравните: не похожи ли гимназисты, идущие парами на обязательную молитву под надзором классных наставников, и пионеры в непременных красных галстуках, подгоняемые на линейку классными руководителями и вожатыми?

Кое-что исчезло навсегда, изжив себя, например, внешкольный надзор за учащимися. В гимназии строго регламентировалось посещение гимназистами публичных зрелищ и массовых увеселений. После тщательного анализа репертуаров театра и кинематографа, анонсов лекций, народных чтений, концертов и праздничных вечеров из канцелярии гимназии на имя калужского полицмейстера  подавались сведения о режиме появления гимназистов на данных мероприятиях. В 1915 году «Вишневый сад» посмотреть разрешалось, а «Дни нашей жизни» - нет; в рождественский сочельник гимназисты могли присутствовать на всех трех сеансах кинематографа, а на само рождество - только на первом сеансе. Посещение научно-популярной лекции в обществе «Вестник Знания» приветствовалось, а на вечер рассказов В.Д.Южного в Дворянском Собрании доступ был закрыт. Ученики младших классов могли веселиться на танцевальном вечере в том же Дворянском Собрании до 12 часов вечера, а ученики старших классов - уже до 2 часов ночи.

Пожалуй, стоит упомянуть и о пансионе. Гимназия располагала пансионом на 35 мест (хотя число пансионеров обычно немного превышало это количество) для гимназистов, не имеющих возможности учиться и жить у родителей и не обладающих средствами на съем квартиры.

Пансион находился в непосредственном ведении инспектора гимназии Трейтера П.А. Пять дней в неделю Петр Алексеевич являлся в пансион к утренней молитве, присутствовал на завтраке, обеде, репетициях (выполнении заданий) и оставлял его в 21.30. Правда, время от времени навещал он пансион и ночью. Два оставшихся дня дежурил директор гимназии Щербаков С.В.

 

Понятно, что пребывающие под постоянным надзором пансионеры выделялись превосходным поведением и дисциплиной.

Чем еще отличалась гимназия от нынешней школы?  Наверное, отношением к благотворительности. В 1908 году из Родительского комитета выделилось Общество вспомоществления недостаточным ученикам Николаевской гимназии.

Большинство преподавателей и служащих гимназии, а также родители некоторых гимназистов считали своим долгом состоять в Обществе.

Источники поступлений Общества:

- членские взносы (например, по данным отчета Правления Общества за 1914 год величина ежегодного взноса составляла не менее 3 руб., а единовременный взнос в размере не менее 50 руб. предоставлял вносителю статус пожизненного члена Общества);

- пожертвования;

- поступления от концертов, лекций, балов, спектаклей и проч.;

- проценты на капитал Общества (определенная часть капитала Общества направлялась на приобретение процентных бумаг: облигаций, рентных свидетельств. Также начислялись проценты по книжке Сберегательной кассы).

Средства Общества хранились в Государственной Сберегательной кассе при Калужском Казначействе.

Целевое использование средств:

- пособия на внос платы за учебу;

- пособия на приобретение одежды и обуви;

- пособия на приобретение книг;

- пособия на наем квартиры и содержание;

- пособия окончившим гимназический курс (абитуриентам).

Общество оказывало помощь в среднем 6% от общего состава учащихся.

 

О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И СЛУЖАЩИХ ГИМНАЗИИ

 

Вот некоторые официальные сведения о работниках гимназии на 1915 год.

Почетный попечитель - Камергер высшего двора, д.с.с. Булычев Николай Иванович.

Директор - д.с.с. Щербаков Сергей Васильевич (он же преподаватель физики, математики и космографии).

Инспектор - с.с. Трейтер Петр Алексеевич (он же преподаватель истории, географии и природоведения).

Законоучитель - протоиерей Иоанн Остроглазов.

Преподаватели русского языка и словесности - к.с. Семеновский Николай Петрович, с.с. Благовещенский Сергей Константинович, н.с. Добринский Яков Иванович, Чалов Роман Васильевич.

Преподаватели латыни - с.с. Извеков Василий Иванович, с.с. Росницкий Владимир Васильевич.

Преподаватели математики и физики - с.с. Сосницкий Иван Семенович, Флеров Николай Николаевич, н.с. Морозов Валентин Алексеевич.

Преподаватель истории и географии - с.с. Добромыслов Петр Павлович.

Преподаватели немецкого языка - Шнакенбург Отто Людвигович, Шестакова Анна Николаевна.

Преподаватели французского языка - Донзель Мориц Осипович, Афанасьева Надежда Павловна.

Преподаватель географии и естествознания - Дмитриев Николай Леонидович.

Преподаватель законоведения - к.а. Ширяев Александр Алексеевич.

Преподаватель рисования и чистописания - с.с. Федоров Петр Андреевич.

Помощники классных настоятелей - н.с. Покровский Василий Васильевич, к.с. Алексеев Николай Алексеевич.

Врач - Хатунцев Михаил Иванович.

Письмовед и бухгалтер - к.с.к. Ермилов Афанасий Егорович.

Учитель гимнастики - штабс-капитан Николаич Федор Александрович.

Учителя пения - Соколов Михаил Константинович, Никольский Дмитрий Васильевич.

Воспитатели пансиона - н.с. Добринский Яков Иванович, к.а. Ширяев Александр Алексеевич, Чалов Роман Васильевич.

Учитель «сокольской» гимнастики - Трефни Вацлав Алоизович.

Эконом - г.с. Васильев Иван Дмитриевич.

(Примечания. В Калуге существовало гимнастическое общество «Сокол» (начальник Трефни В.А.). Летняя «Сокольня» помещалась в саду при доме г-жи Кологривовой, зимняя «Сокольня» - в доме Мартынова на Садовой улице.

Д.с.с. - действительный статский советник.

С.с. - статский советник.

К.с. - коллежский секретарь.

Н.с. - надворный советник.

К.а. - коллежский асессор.

Г.с. - губернский секретарь.

К.с.к. - коллежский секретарь)

В архиве гимназии имеются данные о нагрузке преподавателей и о размере оплаты преподавательского труда. Наибольшее число уроков проводили преподаватели русского языка, французского и немецкого языков, математики и физики.

Оклад преподавателя в Николаевской гимназии составлял около 75 руб. (в женской гимназии тот же преподаватель получал 55 руб.), а преподавательницы - 60 руб. К слову, обе женщины, Шестакова Анна Николаевна и Афанасьева Надежда Павловна, не состояли в штате гимназии, а работали по найму.

Годовой заработок (или, как сказано в отчетах, содержание) директора гимназии определялся суммой в 4640 руб., законоучителя - 3700 руб. Содержание преподавателей варьировалось от 1040 руб. (учитель рисования и чистописания) до 3775 руб. (преподаватель истории и географии). За классное наставничество была положена доплата 600 руб. в год. Гимназический врач мог рассчитывать на 600 руб. в год, письмовед-бухгалтер - на 720 руб., эконом - на 420 руб. в год.


 

ЦИФРЫ

 

Переходя к цифрам, невольно задаешься вопросами: выгодно ли было быть преподавателем? Дорогим или дешевым было гимназическое образование? Как оно соотносилось с благосостоянием разных слоев населения? Попробую ответить.

В предреволюционные годы плата за обучение составляла 60 руб. в год, а за содержание в пансионе - 250 руб. Эти суммы оставались неизменными на протяжении последнего десятилетия перед революцией, несмотря на то, что себестоимость обучения и пансиона постепенно увеличивались (к концу рассматриваемого периода они составили около 150 руб. и 450 руб. соответственно). Много это или мало? В гимназических бумагах удалось отыскать информацию о доходах семей учеников. Сравним.

Подавляющее большинство гимназистов училось на средства родителей, остальные получали различные стипендии (например, Дворянскую или стипендию Его Императорского Величества) или были казенными пансионерами. Однако для половины семей 60 рублей в год представлялись весьма ощутимой суммой, и гимназистам приходилось подрабатывать на свое образование частным репетиторством. В основном это касалось семей с годовым доходом ниже 1500 руб.: семей мелких чиновников, мещан, крестьян, бедных священников, а также семей, потерявших кормильца. Вдова дьякона, к примеру, получала пенсию 100 руб. в год. Итак, вычтем из них 60 руб. - на обучение сына, приблизительно 10 руб. - ему на одежду, 2 руб. - на книги (по данным Общества вспомоществления недостаточным ученикам). А если у вдовы не было своего угла, и приходилось снимать квартиру? А плата за плохонькую квартирку - 40 руб. в год!

Конечно, это крайний случай. Треть учеников могла похвастаться обеспеченными родителями, чей доход превышал 1500 руб. Это были дети крупных и средних чиновников, инженеров (!), врачей (!), учителей (!), законоучителей, военных в высоком звании, домовладельцев и помещиков. Так, годовой доход горного инженера составлял 7000 руб., Городского головы - 6000 руб., земского врача - 2600 руб., средний доход преподавателя гимназии - 2600 руб.

Мне представляется, что в российском предреволюционном обществе имел место значительный разброс в доходах (с нынешним положением вещей лучше не сравнивать, чтобы не уходить в политику!): секретарь управления по воинской повинности или городской священник зарабатывали в 10 раз меньше управляющего Казенной палатой или городского казначея. Но дело не в разнице, а в нижней границе: обеспечивал ли минимальный уровень заработка достойное существование или нет? Думаю, что бедной прослойке того времени жилось так же трудно, как и нынешним беднякам. Прошлое идеализировать не стоит.

 

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

 

Начиная с 1913 года, общее число учащихся в Николаевской мужской гимназии превысило 380 человек. Из них лишь одна десятая часть было римско-католического, лютеранского, иудейского и др. вероисповеданий, остальные же принадлежали к православию.

Анализируя сословный состав учащихся, нельзя не признать, что гимназия более отвечала запросам привилегированных слоев населения: свыше 50% гимназистов были детьми потомственных, личных дворян и чиновников. Духовенство и купечество представляли по 10% от общего состава учеников, мещане и цеховые - 14%, крестьяне - 9%

В последнее десятилетие перед революцией гимназия каждый год выпускала от 25 до 45 человек. Среди выпускников наибольшей популярностью пользовались физико-математические отделения высших учебных заведений (для поступления на физмат Московского университета подавала документы добрая половина выпуска). Приблизительно равно число выпускников привлекали медицина и юриспруденция - по 20% от выпуска. Изъявляли желание продолжить обучение в техническом или историко-филологическом направлениях  - 2 человека из класса. Так же обстояло дело с сельским хозяйством и военной службой. Наименее привлекательными с точки зрения выпускников тех лет были искусство и госслужба.

В личных делах выпускников указывался средний балл, рассчитанный по результатам 13 аттестационных экзаменов. В среднем число гимназистов, получивших средний балл выше 4, составляло четверть от класса (4 и 9/12 балла давали право на серебряную медаль, а 5, естественно, на золотую). Остальные выпускники были, что называется, троечниками. Но, видимо, гимназическая тройка ценилась высоко: вчерашние гимназисты, не сомневаясь, поступали на физико-математический, юридический, медицинский факультеты Московского университета, в Петроградский политех, Военно-Медицинскую академию, Императорский лесной институт.  Попробовал бы кто-нибудь сейчас, имея в аттестате о среднем образовании штук десять троек, штурмовать МГУ!


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

11 июня 1965 год бывшие гимназисты Калужской Николаевской гимназии, окончившие ее в 1915 году, собрались на пятидесятилетний юбилей. Сергей Мейнгард, Борис Губин, Николай Никольский, Петр Денисов, Зенон Журбицкий, Борис Кушаков… Всего 12 человек. Четверть класса. За 50 лет самые радужные воспоминания могли потускнеть и поблекнуть, как бывает со старыми фотографиями, но этого не произошло. Не знаю, захватил ли кто-нибудь на встречу гимназический альбом или нет, но это и не важно. Не важно, ибо если даже спустя полвека в силу доброй памяти сохраняется дружественный интерес к старым товарищам и желание сердечного общения, то фотографии не нужны. Все - в душе.

 

<!--[endif]-->

<!--[if !supportLists]-->

Категория: Статьи | Добавил: Galera (27.05.2010)
Просмотров: 2797 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2018