Форма входа

Категории раздела

Поэзия [60]
Проза [7]
Альманахи [19]
Статьи [108]
Музыка [13]
Авторская песня [13]
Разное [3]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 03.05.2024, 09:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Независимый литературный клуб "ГАЛЕРЕЯ"
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

Путь пилигрима_ Татьяна САВКИНА

Путь пилигрима

 

Наша газета уже писала об известном режиссере-документалисте, журналисте, путешественнике Леониде Круглове. Недавно презентация его фильма «По следам русских путешественников» состоялась в «Этномире». Корреспонденту «Вести» удалось взять интервью у человека, ходившего на паруснике «Седов» маршрутами известных русских мореплавателей Миклухо-Маклая, Пржевальского, Арсеньева, Никитина, Лаптева

- Мы знаем Вас как режиссера фильма «По следам великих русских путешественников». Каков же мир Леонида Круглова?

- За 15 лет путешествий я открыл для себя его цельность, и моя цель – рассказать об этом людям. Это основная задача проекта «Диалог с миром» Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук. Сейчас в «Этномир» я привез большую фотовыставку. Экспонироваться она будет там на протяжении длительного времени. Она уникальна. Каждая фотография – история. За каждой стоит большая экспедиция, очень много труда и сил. Мы с командой побывали в труднодоступных местах планеты, открывая, можно сказать, последние «белые пятна». Представьте себе, еще где-то сохранилась природа в первозданном ее виде, далекие от цивилизации этносы, древнейшие ритуалы. К примеру, мы побывали на границе Эфиопии и Кении. Наверное, это один из самых последних глухих уголков Африки. В свое время там прошел русский путешественник Александр Булатович, и по его следам мы делали экспедицию, снимали фильм. В одном племени застали очень интересный ритуал, где юноши должны были перепрыгивать через быков. Обряд, после которого они становятся взрослыми людьми. А в этот момент сестры этих парней подвергались серьезному испытанию: их стегали плетками. В понятии аборигенов это связано с плодородием. Те, кто смог переносить боль, в дальнейшем будут иметь много детей.

  - С чего начинались Ваши путешествия?

- У меня вообще семья телевизионная. Когда я демобилизовался из армии, недолго думая пошел по стопам родителей и начал работать на телевидении. Это был период становления Российского телевидения. Сложилось так, что сразу попал на работу к помощнику Юрия Сенкевича Стасу Покровскому. Он сделал на РТ первую программу о путешествиях «Пилигрим». Замечу, это было время, когда все менялось, открывались новые возможности. Со Стасом мы начинали первые съемки первых путешествий для телевидения. Потом они превратились в серьезные экспедиции.

- Леонид, как снимался документальный сериал «По следам великих русских путешественников»?

- Это целая серия экспедиций, где мы полностью повторили маршруты наших самых известных путешественников: Миклухо-Маклая, Пржевальского, Арсеньева, Афанасия Никитина, Харитона Лаптева. Первую серию снимали в Эфиопии на границе с Суданом и Кенией. Знаете, очень дикий район, полупустыня. В долине около реки в круглых хижинах группами по 50-70 человек проживают люди. Вдоль русла реки разбросано несколько таких кланов. Некоторое время мы провели в племени сурма. Жизнь там насыщена местными событиями, традициями, в основном связанными с охотой и сбором урожая. Ежегодно там проводятся кулачные бои. Для местных это большой праздник. Для нас - уникальное зрелище, чем-то похожее на средневековые рыцарские турниры, только тут совершенно обнаженные юноши бились на кулаках. Соперники наносили друг другу болезненные, а порой и опасные для здоровья удары. Это была серьезная битва, которую я снимал, находясь в центре боя. Конечно, я сознавал, что меня могли случайно задеть, но… Потом на меня стали обращать внимание местные девушки, ведь бои проходят ради них. Ради них мужчины меряются силой. Я сделал об этом два фильма «Русская Африка» и «Черно-белый бык». Поначалу все это шокировало, потому, что ты вдруг оказываешься в таком месте, где, будто время остановилось. В этом, конечно, есть невероятное очарование: здесь ритм жизни совсем другой.

 - Вы много путешествуете, видите вокруг много интересного. Расскажите, пожалуйста, о самом ярком впечатлении за год съемок фильма?

 - Это, конечно, парусник «Седов» и мой первый подъем на мачту. На самый верх. Дело в том, что у этого корабля мачты – с 20-ти этажный дом. И представьте себе, подняться на такую высоту! Это совсем непросто и страшно. У меня два месяца ушло на то, чтобы постепенно привыкнуть к высоте, отдыхая на промежуточных площадках, а потом в какой-то момент набраться сил, смелости и подняться на самый верх. А там… Это уже за гранью добра и зла, потому, что когда корабль идет под парусами, а ты карабкаешься вверх и раскачиваешься (корабль качает на волнах, и естественно есть небольшая амплитуда). Плюс лестница становится совсем узкой, и ты взбираешься последние 3 – 4 метра иногда даже где-то под отрицательным углом. Потому, что лестницы закреплены таким способом. Я до сих пор помню каждый шаг.

- А для каких целей было сделано это восхождение в небо?

- Я фотограф, режиссер-документалист и никогда просто не рискую ради риска. Но когда дело связано с интересным зрелищным кадром, я сделаю все возможное, чтобы найти этот кадр. Вид, который открывался с высоты мачты – он потрясающий! Под тобой весь парусник. Огромный корабль 120 метров в длину, выглядит как детская игрушечная  лодочка. Это один из моих любимых кадров. Смотришь, и дух захватывает. Вот ради таких моментов, я собственно, работаю. Фотографии делаю и кино снимаю ради того, чтобы и у зрителя дыхание перехватило.

- Какой аудитории предназначен фильм?

 - Он будет интересен всем, но я хотел сделать фильм, прежде всего для юношества. Я был очень удивлен тем, что молодые люди, которые сейчас попадают на парусник, зачастую не очень-то хотят на нем находиться. Интереса у них нет. А ведь эти ребята – студенты военно-морских ВУЗов – будущее нашего флота.  Да, ходить под парусом очень тяжело и опасно. Нужно бегать, лазать по канатам, работать ногами, руками и головой в любую погоду, будь-то жара, холод, снег… Не все видят в этом кайф. Я хотел сделать фильм, в котором передал все ощущение восторга и невероятного вдохновения, которое на самом деле охватывает, когда ты работаешь на паруснике.  Не секрет, что многие европейцы платят большие деньги, чтобы пройти под парусами на таком корабле. И кстати, у нас в России на сегодня самая большая парусная флотилия.

 - Когда в первый раз состоялось Ваше знакомство с парусником?

- Первый раз я попал на парусник в 2006 году. Это был очередной учебный рейс. Мы шли из Петербурга в Исландию. Этот путь занял почти полтора месяца. А сама кругосветка состоялась только через шесть лет, в 2012 году.

 - Как член команды Вы тоже выполняли рутинную работу?

 - Да, в первый раз, когда только пришел на судно, я осваивал все, что нужно знать простому матросу. Это сочетание романтических переживаний, когда ты стоишь вверху под парусами и над тобою небо с черной грубой мужской работой, когда нужно помогать на кухне и палубу драить до блеска, и выполнять текущий ремонт, дает такой драйв. То ты улетаешь в какие-то невероятные дали, то спускаешься на землю. Потом уже, когда я делал проект кругосветного путешествия как организатор, я больше был занят съемками.

- У меня такое ощущение, что наши предки были людьми гораздо более крепкими, чем мы сейчас, хотя и качаем мышцы, в спортзалах занимаемся на самых современных тренажерах.

 - Да, тогда люди были гораздо выносливее, а условия многим тяжелее.  Даже на паруснике сегодня есть спутниковая связь, телевизоры, холодильники и даже баня с бассейном. Каюты комфортабельные – у каждого члена команды есть достаточно большое личное пространство. Разве все это было сто, двести лет назад? Корабли «Надежда» и «Нева», которые пошли в первую русскую кругосветку, были в два раза меньше. Один из них был 38 метров длинной, а количество людей, находящихся на нем достигало 70 человек. Скученность была такова, что даже высшие чины экспедиции Крузенштерн и посол в Японии Рязанов (про которого впоследствии была поставлена опера «Юнона и Авось») на двоих делили одну каюту в девять метров. Плюс ко всему на нижней палубе находился скот. Холодильников не было, поэтому везли живых животных. А еще была каждодневная тяжелейшая работа с парусами. Я приведу пример, чтобы вы поняли, что такое море. Наша команда везла олимпийский огонь, который  нужно было передать во Владивостоке. Когда мы подходили к Дальнему Востоку, подул очень сильный встречный ветер, против которого мы не могли двигаться. Практически все паруса были убраны. Мы не могли ничего сделать пять дней даже с работающим на мощных оборотах двигателем (в сложившейся ситуации его специально завели).

 - Леонид, спасибо за интервью и интересный рассказ.

 

Подготовила Татьяна Савкина.

Фото автора.

Категория: Статьи | Добавил: Galera (16.12.2014)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024